Посольство Российской Федерации в Аргентинской Республике
Тел.: +54 9 11 4813-1552/8039
/
26 октября / 2023

О гражданстве Российской Федерации (Закон № 138-ФЗ)

Закон № 138-ФЗ

 28 апреля 2023 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал Закон «О гражданстве Российской Федерации» (новый закон – Закон № 138-ФЗ). Он вступает в силу 26 октября 2023 г. и заменяет одноимённый закон, действовавший более 20 лет (старый закон – Закон № 62-ФЗ).

 Правом подачи заявления на получение гражданства Российской Федерации отныне обладают в том числе:

  • постоянное проживающие в Российской Федерации не менее 1 года беженцы или лица, имеющие политические убежища;

  • лица, имеющие предков, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР, Российской Империи или СССР в пределах современных границ Российской Федерации;

  • иностранные военнослужащие, заключившие контракт с войсками Российской Федерации на срок не менее 1 года;

  • лица, имеющие родителя – гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего в Российской Федерации;

  • лица, имеющие сына или дочь – граждан Российской Федерации;

  • лица, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации и имеющие в нём общего ребенка;

  • иностранные выпускники российских ВУЗов, обучавшиеся очно и имеющие диплом с отличием;

  • выпускники российских средне профессиональных учреждений или ВУЗов с трудовым стажем по полученной специальности не менее 1 года.

Правом получения гражданства Российской Федерации по рождению будут теперь обладать в том числе лица:

  • рождённые на территории Российской Федерации при наличии хотя бы одного родителя – гражданина Российской Федерации;

  • рождённые не на территории Российской Федерации при наличии хотя бы одного родителя – гражданина Российской Федерации и не приобретшие иного гражданства;

  • рождённые в Российской Федерации, если родители или единственный родитель, будучи иностранными гражданами проживают в Российской Федерации на основании ВНЖ;

  • рождённые на воздушном судне, принадлежащем Российской Федерации, вне зависимости от гражданства родителей, если они не приобрели иного гражданства по рождению.

Участникам госпрограммы по переселению соотечественников по новому закону необходимо подтверждать владение русским языком, а также знание истории России и основ законодательства РФ.

 

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом с учётом изменений, внесённых в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, и практики реализации государственной миграционной политики Российской Федерации систематизированы подходы к регулированию отношений, связанных с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации.

Положения Федерального закона ориентированы на предоставление гражданства Российской Федерации лицам, которые проживают в России, способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноценными членами российского общества.

В связи с этим гражданство Российской Федерации может предоставляться лицам, которые владеют русским языком, знают историю России и основы российского законодательства, обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и не представляют угрозу для безопасности и правопорядка. Такой подход учитывает необходимость адаптации лица, претендующего на приобретение гражданства Российской Федерации, к жизни в российском обществе.

Одновременно Федеральный закон предусматривает сокращение числа требований более чем к 20 категориям лиц при приёме их в гражданство Российской Федерации и признании российскими гражданами.

Прежде всего речь идёт о лицах, являющихся соотечественниками – гражданами бывшего СССР, их детьми, участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также о лицах, которые имеют проживающих в России близких родственников – граждан Российской Федерации.

Лица, имеющие родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших на территории, относившейся к Российской империи или СССР (в пределах государственной границы Российской Федерации), также получают право на упрощённое приобретение гражданства Российской Федерации. Возможность упрощённого приобретения гражданства Российской Федерации предусматривается также для лиц, которые до сих пор были вынуждены использовать непростую процедуру восстановления сроков подачи заявлений о приёме в гражданство.

В соответствии с Федеральным законом другие категории лиц, которые имеют право на упрощённое приобретение гражданства Российской Федерации, могут быть определены Президентом Российской Федерации как в гуманитарных, так и в иных целях.

Федеральным законом расширяется круг лиц, которые могут быть признаны гражданами Российской Федерации.

В ведении Президента Российской Федерации остаётся приём в гражданство Российской Федерации в исключительном порядке, который распространяется на ветеранов Великой Отечественной войны, являвшихся гражданами СССР, лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией, а также на лиц, которые ввиду своей профессии или квалификации либо по иным причинам представляют интерес для Российской Федерации.

В отношении остальных категорий лиц правом принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации наделяются МВД России и МИД России. Передача полномочий главы государства по принятию решений по вопросам гражданства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти сократит срок рассмотрения вопросов гражданства с одного года до трёх месяцев.

В целях исключения практики заключения фиктивных браков между иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации для приобретения российского гражданства упрощённое приобретение предусмотрено только в случае наличия в браке общего ребёнка.

Вместо отмены решений о приёме в гражданство Российской Федерации вводится институт прекращения гражданства Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации по принятию решений о прекращении гражданства Российской Федерации в связи с добровольным волеизъявлением граждан Российской Федерации, проживающих в Российской Федерации, переданы МВД России, что обеспечит применение единого механизма добровольного выхода из гражданства.

Федеральный закон устанавливает 10-летний срок, по окончании которого нельзя принять решение о прекращении гражданства Российской Федерации в связи с нарушениями, допущенными в процессе приёма в гражданство. Вместе с тем в случае прекращения гражданства Российской Федерации в связи с совершением преступления 10-летний срок не применяется.

Согласно Федеральному закону основанием для прекращения гражданства Российской Федерации, полученного в результате принятия в гражданство Российской Федерации или признания гражданином Российской Федерации, является совершение действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Заключение о совершении таких действий выносится органами Федеральной службы безопасности. Федеральный закон гарантирует лицам, в отношении которых вынесено такое заключение, право на судебную защиту.

Федеральным законом определены основания, порядок установления и учёта в соответствующем едином федеральном информационном регистре факта наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. Предусмотрено, что установление такого факта имеет статус самостоятельного решения по вопросам гражданства Российской Федерации, что предполагает возможность его обжалования в судебном порядке.

Кроме того, Федеральным законом урегулированы вопросы, касающиеся порядка и процедуры рассмотрения заявлений и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации. В частности, уточнены правила повторного обращения с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации после отклонения предыдущего, указаны виды решений по вопросам гражданства Российской Федерации, определены порядок и сроки их принятия.

Федеральным законом предусмотрена возможность и установлены общие правила досудебного обжалования решений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых органами внутренних дел или их должностными лицами. Вышестоящие органы внутренних дел и их должностные лица наделяются правом отменить незаконные и нарушающие права заявителей решения нижестоящих органов и должностных лиц, а также принять необходимые меры для устранения нарушений закона.