Посольство Российской Федерации в Аргентинской Республике
Тел.: +54 9 11 4813-1552/8039
/

Культура

В аргентинском искусстве, архитектуре, литературе, образе жизни ощущается связь с Европой. Взаимовлияние культур особенно заметно в литературе. Среди аргентинских писателей мирового класса — Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, Адольфо Биой Касарес, Эрнесто Сабато, Мануэль Пуиг, Освальдо Сориано, Андахази Федерико. Поскольку многие аргентинцы получают образование в Европе, именно в Буэнос-Айресе заметны европейские тенденции в искусстве, музыке, архитектуре. В городе много больших музеев искусств и галерей, не говоря о театрах. Аргентинский кинематограф достиг мирового уровня и пытается изгнать даже напоминания об ужасах времён «Грязной войны».

Вероятно, самая популярная часть аргентинской культуры — танго, пластику и мелодии которого ценят романтики всего мира. Процветает и народная музыка. Важнейшую роль для аргентинцев играет спорт, и футбол является национальной страстью, а не просто игрой. Аргентина выигрывала Кубок мира в 1978 и 1986 годах, и личности вроде самого известного аргентинца после Че Гевары — Диего Марадоны обеспечивают занятость футбольным фанатам, папарацци и журналистам в течение последних 10 лет.

Католицизм, официальная государственная религия Аргентины, обременён верованиями, отклоняющимися от официальной доктрины. Спиритизм и благоговение перед мёртвыми имеют глубокие корни, а паломничества к местам захоронений родственников и известных людей — обычное дело. Официальный язык испанский, но в некоторых колониях иммигрантов предпочитают говорить на своём родном языке. Итальянский понимают практически везде, что говорит о влиянии самой большой в стране иммигрантской группы, но есть и англоязычные сообщества. Кроме того, существуют 17 местных языков, включая кечуа, мапуче, гуарани, тобас, матакос.

Источник: Википедия

Фольклор и литературные памятники индейских племен, населявших Аргентину, не сохранились. Литература колониального периода (XVI – XIX вв.) представлена поэмой "Паломник в Вавилоне" Л.де Техеды, стихотворной хроникой "Аргентина и завоевание Рио-де-ла-Платы" М. дель Барко Сентенеры, исторической хроникой "Рукописная Аргентина" Р.Диаса де Гусмана.

В литературе Аргентины, как и в ее музыке, сильно выражено наследие гаучо. Так, основу национальной литературной традиции составило мощное течение т.н. поэзии гаучо. Ее зачинателем был Б.Идальго, впервые обратившийся к стилизации фольклорных форм. Под впечатлением от оперы Ш.Гуно "Фауст", Э. дель Кампо написал свою версию этой истории, перенеся ее действие в среду гаучо. Самым знаменитым произведением этого направления – костумбризма - стала эпическая поэма из жизни гаучо "Мартин Фьерро" Х.Эрнандеса, написанная в 1872 г. Величайшим прозаическим произведением аргентинской литературы XIX в. считается эссе "Факундо", принадлежащее перу Д.Ф.Сармьенто - ярко описав жизнь на просторах пампы, автор четко обозначил дихотомию «варварство – цивилизация», определяющую ход национальной истории, и выдвинул программу развития страны на основе просвещения, технического прогресса, а также поощрения иммиграции европейцев. Из других писателей XIX в. заметный след в культуре страны оставили историк Б.Митре, автор политических эссе Х.Б.Альберди, чьи работы оказали влияние на авторов аргентинской конституции 1853 г.; Э.Эчеверрия, автор поэмы "Пленница", в которой сочетаются идеи романтизма и политического либерализма, господствовавшие в Аргентине в первые годы независимости; наконец, Х.Мармоль, родоначальник художественной романтической прозы. Известностью пользовались также два аргентинских философа, А. Корн и Х.Инхеньерос.

Фигура гаучо продолжала занимать умы писателей и в ХХ в. В 20-х гг. в Буэнос-Айресе сформировалась группа молодых писателей, стремившихся возродить национальную струю в аргентинской литературе. Их печатный орган, «Мартин Фьерро», публиковал, наряду с авангардистской поэзией, стихи на национальные сюжеты. Известный роман Р.Гуиральдеса "Дон Сегундо Сомбра" проникнут тоской по уходящей эпохе гаучо. Самый утонченный поэт Аргентины Л.Лугонес, начинавший свое творчество с усложненных символистских произведений, позднее перешел к описанию национальных типов и сюжетов. Другими значительными писателями первой половины ХХ в. являются драматург, поэт и историк Р.Рохас, поэтесса А.Сторни, поэт Э.Карриего, обратившийся к поэтике танго; романист Б.Линч, произведения которого повествуют о гаучо и о жизни аргентинской деревни; В.Окампо, наиболее значительная из латиноамериканских писательниц, автор эссе и издатель литературного журнала «Сур» («Юг»). В середине 20-хх гг. возникает эстетско-формалистская группа "Флорида" (В.Окампо, Х.Л.Борхес, Л.Маречаль, Э.Мальеа) и противостоящая ей критико-реалистическая группа "Боэдо" (А.Юнке, Э.Кастельнуово, Л.гудиньо Крамер, Л.Барлетта, А.Альт и др.)

Начиная с 1930-х годов широкое распространение получили эскейпистские тенденции в литературе; большой популярностью пользуется фантастика, поэтические рассказы, детективы с замысловатыми сюжетами, а также воспоминания детства. В этих жанрах работали лучшие современные писатели Аргентины: Х.Л.Борхес, А.Бьой Касарес, Л.Марегаль, Э.Мальеа. Среди писателей среднего поколения выделяются два всемирно известных писателя: Х.Кортасар и Э.Сабато.

Для литературы 40-х гг. характерно существование модернистских и реалистических тенденций, смешение их. Писателями Л.Бенросом, О.Ороско, Э.Молиной А.Рекени была образована группа "Поколение 40-х", чьи литературные направления колебались от неоклассицизма до сюрреализма.

В русле критического реализма, свойственного 60-м гг. ХХ в. созданы произведения Э.Кастро, Б.Вербитского, Х.Кортасара, А.Ди Бенедетто, М.Пуига.

Время диктатуры (1976-1983 гг.) отразилось в литературном творчестве аргентинских писателей темами гонений, ссылок, политического насилия – Р.Пиглия, Д.Виньяс, А.Ривера, А.Кастильо, О.Сориано.

В народной аргентинской музыке преобладает креольский фольклор. Музыка аборигенов сохранилась только в северо-западных провинциях Аргентины. Ее стилистические особенности, песенные и танцевальные жанры - багуала, видала, ярави, уайно и инструменты - духовые – кена, эрке, эркенчо, пинкильо, сику; различные ударные. Под влиянием испанцев индейцы начали использовать скрипку и арфу, а также применять в своей традиционной музыке 3-дольные метры и элементы диатоники.

Из старинных креольских песен и танцев (расцвет относится к кон. XVIII – XIX вв.) сохраняются тристе, эстило, тоно, куэка, чакарера, байлесито, ранчера, из более поздних – милонга и танго. Основной инструмент – гитара, широко распространен также аккордеон.

Становление профессиональной музыки (XVII в.) связано с деятельностью католических миссионеров и музыкантов. Первые национальные композиторы были главным образом любителями, среди них – публицист и общественный деятель Х.Б.Альберди. А.Алькорта, Х.П.Эснаола. Композиторы следующего поколения, получившие наименование "первых профессионалов", создававшие произведения академических жанров и форм – от камерных сочинений до симфоний и оперной музыки – Д.Коста, Х.Гутьеррес, Л.Х.Бернаскони, М.Рохас, С.Бернон, Ф.Харгривс.

Основоположником аргентинской композиторской школы является Альберто Вильямс. Получив музыкальное образование во Франции, он основал в 1893 г. в Буэнос-Айресе первую консерваторию, отделения которой вскоре распространились по всей стране, музыкальное издательство "Ла Кена", хорошо известное в испаноязычном мире.

В конце XIX – начале ХХ вв. большое внимание уделялось оперному жанру. Одним из зачинателей национального направления в оперном искусстве стал Ф.Боэро – автор первой аргентинской оперы "Тукуман" (1918 г.). Первая национальная симфония (1890 г.) создана А.Берутти. К серьезной разработке аргентинского музыкального фольклора обратились Х.Агирре и Ф.Угарте. 

В 1929 г. сложилась "Группа музыкального обновления", ставившая своей задачей создание современного музыкального искусства. В нее вошли Х.М.Кастро, Х.Х.Кастро и В.Кастро, Х.Хиларди, Х.Фишер, О.Сиккарди, Х.К. Пас. С той же целью в 1936 г. Хуан Карлос Пас начал ежегодное проведение серии «Концертов новой музыки».

В 40-50х гг. ХХ в. выдвигается новое поколение аргентинских композиторов – К.Гуаставино, А.Хинастера, Р.Гарсия Морильо, автор театральной, симфонической и камерной музыки, монографий о М.П.Мусоргском (1943 г.), Н.А.Римском-Корсакове (1945 г.).

Музыкальный центр Аргентины – Буэнос-Айрес. Здесь находится один из крупнейших в Латинской Америке оперный театр "Колон", открытый в 1857 г. Функционируют оркестры – Филармонический (осн. В 1946 г.), национальный симфонический (1949 г.); музыкальные общества, занимающиеся организацией концертов – "вагнеровская ассоциация", "Друзья музыки", "Моцартеум", Ассоциация камерных концертов и др.

Кадры профессиональных музыкантов готовят Национальная консерватория им. К.Лопеса Бучардо (осн. В 1924 г.) и Муниципальная консерватория им. М.де Фальи, имеются консерватории в гг.Кордова, Ла-Плата, Мендоса и др.

Научно-исследовательскую работу веду кафедра истории музыки Университета г.Буэнос-Айрес, Институт музыковедения, Латиноамериканский центр музыкальных исследований при Институте "Торкуато ди Телла". Издаются газета "Буэнос-Айрес мусикаль" и журнал "Мундо мусикаль".

Древнее индейское искусство Аргентины это расписная и фигурная керамика, петроглифы, такни с геометрическим орнаментом, украшения из перьев, культовая скульптура из камня, дерева и глины. В колониальный период искусство носило преимущественно религиозный характер, преобладала резная деревянная скульптура (ретабло, кафедры); в живописи появились светские жанры (главным образом портрет). После провозглашения независимости в 1816 г. развивается изобразительное искусство: романтические жанровые картины Р.Монвуазена, панорамные пейзажи П.Пуэйредона с бытовыми сценами, скульптура Л.Корреа Моралеса на национальные темы, реалистическая живопись Э.Сивори. Начинает складываться художественное образование. В 1821 г. при Университете Буэнос-Айреса была открыта Школа рисунка. В 1-ой половине XIX в. в Аргентине работали главным образом европейские мастера: живописцы и графики К.Пелегрини, С.Бакль, Р.Монвуазен, И.М.Ругедас, скульпторы Х.А.Г.Эрнандес, К.Ромайроне и др. Одним из первых аргентинских художников был костумбрист К.Морель. В сер. XIX складывается творчество П.П.Пуэйрредона – основателя национальной школы портрета, пейзажа, бытового жанра. Во второй половине XIX в. ведется борьба за создание национальной художественной школы. Её возглавили художники-реалисты Э.Сивори, Э.Скьяффино, Э. Де ла Каркова. При их участии создаются Общество поощрения художеств (1878 г.) с художественной школой и Национальный музей изящных искусств (1895 г.).

В начале ХХ в. господствующим направлением в искусстве аргентины стал импрессионизм., основными представителями которого были М.Мальярро, Ф.Фадер, скульпторы Р.Ируртия, П.Сонса Бриано; позже развиваются постимпрессионизм (Р.Сильва), экспрессионизм (Э.Кульен Аерса). С 1920-х гг., особенно после создания так называемой авангардистской школы (Р.Сольди), в искусстве Аргентины начинают развиваться модернистские течения – кубизм (Э.Петторути), сюрреализм (Р.Форнер), абстракционизм (скульпторы А.Сибельино, П.Курателья манес), широко распространившиеся после Второй мировой войны. Одновременно достигла расцвета школа современного реалистического искусства Аргентины. Ее крупнейшие представители: Х.К.Кастаньино, А.Берни, Л.Э.Спилимберго, Б.Кинкела мартин, С.Б. де Кирос, А.Алисе, Д.Урручуа, скульпторы А.Риганельи, Л.Фальсини, Х.Фьораванти, чье творчество тяготело к монументальным национальным образам. Графика Аргентины успешно развивается с 1930-х гг. Социальную тему разрабатывали старейшие художники А.Р.Виго, Х.К.Кастаньино, В.Ребуффо и продолжают мастера последующих поколений – Л.Л.Пелегрини, Х.Гнекко, Н.Онофрио, А.Бриес.

В 60-70-е гг. в Аргентине распространяются новейшие авангардистские течения: "кинетическое искусство" (Х.Ле Парк), "геометрическое" (Э.Мак-Интайр), "поп-арт" (А.Берни, М.Минухин) и др. Как оппозиция абстракционизму развивается течение "новой вещественности" (Р.Максио).

В изобразительном искусстве Аргентины образ гаучо занимает одно из центральных мест. Выдающийся художник XIX в. П.П.Пуэйрредон дал реалистическое изображение жизни гаучо и пампы. Среди художников XX в. выделяются карикатурист Ф. Молина Кампос, также обращавшийся к теме гаучо; Б. К.Мартин, оставивший множество изображений грузчиков из портовых кварталов Буэнос-Айреса и превративший свою студию в этом районе в бесплатную художественную школу для одаренных детей из бедных семей.

В 1927-1950 гг. в Аргентине жил и работал известный российский скульптор и художник С.Д.Нефедов-Эрьзя. Родился в селе Баево (Алатырский уезд Симбирской губернии, ныне Мордовия) 27 октября 1876 года в мордовской крестьянской семье. Для псевдонима взял имя одной из этнографических групп своего народа. С 1890 г. учился в иконописной мастерской в Алатыре, расписывал храмы в Симбирской и Казанской губерниях. Приехав в Москву, занимался в Строгановском художественно-промышленном училище (1901–1902 гг.) и Училище живописи, ваяния и зодчества (1902–1906 гг.), где одним из его наставников был С.М.Волнухин. В 1906–1914 гг. жил и работал в Италии и Франции.

В 1926 году, по инициативе А.Луначарского, С.Эрьзя выехал в Париж, где во Дворце изящных искусств была организована персональная выставка его работ. В Буэнос-Айрес Эрьзя приехал в 1927 году, как ему казалось, на короткий срок для организации персональной выставки своих работ, но остался здесь на долгие годы. В 1930 – 1940 годы именно в Аргентине сложились условия, необходимые скульптору для творчества. Аргентинский период стал самым продолжительным в творческой эволюции Эрьзи. Внимание прессы, благосклонное отношение со стороны местных властей, искренний интерес к его искусству, который Эрьзя ощущал постоянно, помогли ему сравнительно быстро адаптироваться в новой обстановке.

В Аргентине скульптор нашел свой «фирменный» материал – крайне твердые древесные породы кебрачо и альгарробо, для обработки которых сконструировал специальную машину. Он использовал и наросты, и наплывы, нередко прибегая и к помощи клея, которым соединял особо выразительные фрагменты. Что же касается средств выразительности, то скульптор сохранил верность однажды найденному приему, заимствованному в искусстве западноевропейского модерна в начале ХХ века, добиваясь декоративного эффекта сопоставлением необработанного дерева с тщательно отшлифованной поверхностью.

Деятельность С.Эрьзи имела заметный резонанс в художественной жизни Аргентины, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы в прессе, внимание зрителей и деятелей культуры. Для аргентинского искусства ХХ века этот мастер явился носителем европейской традиции, оказав определенное влияние на сложение новой пластики Южной Америки. Два десятилетия напряженного плодотворного творчества, активной выставочной деятельности, работы с учениками в мастерской не только обогатили жизненный и профессиональный опыт самого Эрьзи, но и внесли важный вклад в развитие местной скульптурной школы.

В 1946 г. первый советский посол России в Аргентине М.Сергеев предложил С.Эрьзе вернуться на Родину, полагая, что столь ценное творческое наследие не следует оставлять за рубежом. В сентябре 1950 г. скульптор покинул Аргентину и вернулся в Россию, увозя с собой основную часть произведений. Эрьзя умер 27 ноября 1959 года в своей мастерской в Москве. Его похоронили в Саранске. Более 200 его работ хранится в Мордовском республиканском музей изобразительных искусств, которому было присвоено имя мастера.

Элементы театрального действия содержались в танцах и ритуальных обрядах индейских племён. В 17 в. иезуиты, распространяя католицизм, устраивали театрализованные религиозные представления и шествия, в которых использовали элементы народного искусства. Драматические произведения в Аргентине разыгрывались в 1-й половине XVIII в. на центральной площади в Буэнос-Айресе на крытых подмостках. В 1783 г. в Буэнос-Айресе был открыт постоянный театр «Дом Комедии», или «Ранчерия» постановкой первой версии пьесы "Сирипо" М. Х. де Лабардена.

В конце VIII в. появились первые произведения национальной драматургии. В это время началось формирование национальных жанров музыкальной комедии — сайнете, тонадильи. В 1804 г. в столице построен театр «Малый (Временный) Колизей», который с 1838 г. называется «Архентино».

В 1817 г. возникло т.н. Общество ценителей театра с целью содействия развитию национального театрального искусства.

В период борьбы аргентинского народа против испанского господства театры ставили пьесы аргентинских драматургов Л. А. Моранте, К. Энрикеса и др. Основная тема этих пьес — борьба индейцев за свою независимость. Особенно популярна национальная драма «25 Мая». Среди известных актёров 1-й половины XIX в. — В. Ортега, Х. Касакуверта, Т. Гевара, Ф. Касерес. В период диктатуры Х.Росаса (1829 – 1852 гг.) становление национального аргентинского театра было прервано. В 80-е гг. XIX в. возник жанр романтической мелодрамы, получивший название «театр гаучо», главный герой которого крестьянин-скотовод. С начала ХХ в. важное значение для развития национальной драматургии и театра имело творчество драматурга Ф.Санчеса, автора пьес «Чужеземка», «Мой сын — доктор», реалистических по своему характеру.

В 20-е гг. ХХ в. аргентинский театр переживал кризис, большинство театров ставили развлекательные пьесы. Распространялся малый жанр – сарсуэла и сайнете (короткие комические пьесы из народной жизни с песнями и танцами), основоположником которого стал Н.Трехо. В 1935 г. открылись Национальный театр комедии и Институт изучения театра. В это время возникали коллективы, боровшиеся против коммерческого театра за обновление театрального искусства. Они положили начало т. н. независимым театрам, способствовавшим развитию национального театрального искусства, деятели которого (режиссёры и драматурги Л. Барлетта, Р. Пасано и др.) боролись за воспитание национальных кадров актёров, режиссёров и драматургов, за изучение опыта европейского театра. Видные драматурги ХХ в.: А. Кусани, К. Горостиса, А. Беррути, О. Драгун, А. Лисаррага и др.

Центр театральной жизни Аргентины — Буэнос-Айрес, где работают «независимые театры» — «Эль Пуэбло», «Ла Маскара», «Фрай Мочо» и коммерческие театры — Национальный театр комедии, «Архентино», «Одеон» и др. В 1943 г. создан кукольный театр. Среди известных режиссёров и актёров А.: А. Боэро, П. Аскини, М. Села, О. Ферриньо, Б. Синхерман, Т. Мерельо, Л. Сандрини, Ф. Петроне.

В 60-70-е гг. ХХ в. распространяется движение непрофессионального театра – коллективное творчество, непосредственный контакт со зрителями.

27 апреля 1857 г. премьерой оперы "Травиата" состоялось торжественное открытие театра "Колон". Проект здания театра был создан инженером К.Э.Пелегрини (отцом будущего президента Аргентины). Театр рассчитан на 2.500 зрителей. В 1922 г. были созданы хоральная и балетная школы. В результате создания в 1924 г. Национальной Консерватории обе школы слились с новым институтом, который работал при театре. Основателем явился маэстро Л.Бучардо. В 1937 г. создана Оперная школа театра "Колон", где давались уроки оперного и хорового пения, танца и сценического искусства (с 1958 г. - Высшая школа Театра "Колон"). Оркестр театра насчитывает около 100 исполнителей, участвует в оперных, балетных постановках и симфонических концертах. В балетную труппу входят 90 танцовщиков, которые кроме балетных спектаклей также участвуют и в исполнении танцев в оперных произведениях. Филармонический оркестр вошел в состав театра в 1958 г. (103 исполнителя). Ежегодно в театре дается около 200 спектаклей, из которых приблизительно 100 – оперные, 35 – балетные и 65 – концерты (45 симфонические и 20 – сольные). В настоящее время в репертуаре театра 11-12 опер, 6 балетов и цикл из 20 концертов. В числе наиболее известных русских артистов, выступавших на сцене «Колона»: А.Павлова, Ф.Шаляпин, В.Нижинский, М.Ростропович, И.Стравинский, А.Хачатурян, М.Плисецкая, Е.Максимова, В.Васильев, Т.Карсавина, Р.Нуриев, М.Барышников, Т.Туманова. Часто в балетных постановках принимают участие артисты российских театров.

Главная театральная улица аргентинской столицы – Корриентес. Здесь буквально один за другим расположены множество театров: скромных и роскошных, государственных и частных, каждый со своим репертуаром, который варьируется от драмы до водевиля; от скетча до мюзикла. И у всех есть свои благодарные зрители.

Театры Буэнос-Айреса – http://www.teatrosanmartin.com.ar/

Театр "Колон" - http://www.teatrocolon.org.ar/

Аргентинское кино прошло долгий путь и насчитывает уже больше 100 лет истории. Создателем первого национального фильма «Аргентинское знамя» (1897г.) считается французский оператор Э.Пи. Первые художественные ленты аргентинских режиссеров в основном были посвящены экзотике жизни пастухов-гаучо и природе «дикой пампы».

В 1900 г. в Аргентине появились кинозалы. В 1907 г. был выпущен первый аргентинский короткометражный фильм «Майская революция». В 1910 году – первый художественный фильм – «Амалия». За период немого кино в стране было снято более 200 фильмов.

Кино 1930-х гг., по свидетельству историка национального кино Д. Ди Нубилы, представляло собой серию музыкальных мелодрам с вставными номерами «короля танго» К.Гарделя и комика Л.Сандрини. В это же время, с появлением звукового кино начался период «индустриализации» – появились первые крупные киностудии «Аргентина Соно фильм» и «Лумитон», выпускавшие около 30 фильмов в год.

1940-е годы были отмечены влиянием течения, получившего в латиноамериканской литературе и искусстве название «костумбризма». Создавались в основном экранизации известных литературных произведений: «Война гаучо», «Кукольный дом», «Кармен». В 1941 году образовался кооператив Ассоциация аргентинских артистов.

В 1950-е годы, в целом, преобладали ленты на детективные и романтические сюжеты. Большой популярностью (в том числе за рубежом – в СССР) пользовались музыкальные фильмы с участием Лолиты Торрес. В 1957 г. был принят Закон о кино. В 1958 г. возник Союз аргентинского кино, по инициативе которого уже в 1959 г. был создан Национальный институт кинематографии.

В середине 1960-х наступил кризис. Национальный институт кинематографии перестал предоставлять кредиты, которые до этого поддерживали аргентинскую киноиндустрию.

В начале 1970-х гг., несмотря на продолжающийся кризис аргентинского кино, появляется ряд фильмов, получивших международное признание: «Ни победители, ни побежденные» (1970г.), «Гуэмес» (1971г.), «Накрашенные губки» (1974г.), «Камень свободы» (1976г.) и т.д.

После этапа военной диктатуры и отмены цензуры в 1984 г. были сняты такие фильмы, как оскароносная "Государственная история" Л.Пуэнсо, номинированная на Оскар "Камилла" М.Л.Бемберг, "Человек, глядящий на юго-восток" Э.Субиелы, "Ссылка Гарделя" Ф."Пино" Соланаса и др.

С конца 1980-х гг. начинается упадок аргентинского кино в связи с новым экономическим кризисом, но уже в 1995 г. государство приняло закон об обязательной финансовой поддержке национального кино со стороны киноиндустрии и телевидения.

Сейчас аргентинская киноиндустрия переживает подъем. Национальное кино вновь востребовано и становится все более популярным среди аргентинцев. В прошлом году в стране было снято и показано 60 фильмов. В настоящий момент по всей Аргентине 15 тысяч студентов учатся киномастерству. Однако, по утверждению местных экспертов, национальному кино в Аргентине пока еще уделяется недостаточно большое внимание. Например, самые популярные национальные фильмы 2005 года вышли на несопоставимо малом по сравнению с голливудскими премьерами количестве экранов страны («Аура» - 51, «Освещенные огнем» - 50, «Время храбрецов» - 49), в то время как популярный во всем мире на тот период американский фильм «Гарри Поттер и кубок огня» вышел в Аргентине на 174 экранах. В 2005 году всего в кино побывало почти 38 млн. человек, из них только 4,5 млн. (12%) посмотрели национальные фильмы. Из почти 85 млн. долл. США, суммы, которую собрали все кинотеатры страны за прошлый год, лишь 27 приходится на местные ленты. На кинопроизводство, а также продвижение и рекламу в СМИ национальных фильмов тратится пока недостаточное количество средств, причем единственным источником финансовых вложений в аргентинскую индустрию кино является Национальный Институт кинематографии и аудио-визуальных искусств (INCAA).

Финансовый кризис 2001 в Аргентине не только негативно отразился на экономике страны и кинопроизводстве, в частности, он также стал одной из главных тем современного аргентинского кино. В наиболее известных лентах последних лет, таких как «Девять королев», «Элиза и Фред», «Камчатка», «Ребенок невесты» и др. так или иначе, поднимается острая в недавнем прошлом для страны проблема кризиса.

Все большее признание находит аргентинское кино за рубежом. В 2005 году на 58-ом Каннском кинофестивале призом жюри был отмечен аргентинский фильм «Побег» (LaFuga), в 2006 году один из самых престижных призов в области киноприз Американской киноакадемии «Оскар» получил за лучшую музыку к голливудскому фильму («Горбатая гора») аргентинский композитор Густаво Сантаолальа. Фильмы «Девять королев» и «Аура» ставшего уже знаковым аргентинского кинорежиссера Ф.Бьелинского пользовались большим зрительским и финансовым успехом не только у себя в стране, но и за ее пределами. Права на ремейк «Девяти королев» уже куплены Голливудом, а кинолента «Аура» была номинирована на «Оскара» и получила шесть аргентинских премий «Кондор».

Ежегодно в стране присуждаются премии Национального института кинематографии. В 1952 г. в г. Мар-дель-Плата состоялся первый Международный кинофестиваль (с 1966 г. он стал проводиться каждые два года, а с 1996 г. – ежегодно). По версии Международной Федерации кинопродюсеров (FIAPF) фестиваль в Мар-дель-Плате, наряду с фестивалями в Москве, Берлине, Каннах, Венеции, Карловых Варах и Сан-Себастьяне является международным фестивалем класса «А», причем единственным фестивалем подобного уровня на американском континенте.

История танго

Появление танго относят к середине XIX века, когда вокруг молодого города Буэнос-Айреса образовались жилые пригороды, населенные крестьянами, приехавшими из глубинки и эмигрантами. Национальные мелодии смешивались, создавая запоминающиеся звуки танго - африканские ритмы тангано, аргентинская милонга, гаванская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка и немецкий вальс.Сначала появились музыка и танец, позже - стихи. Изначально танго танцевали в барах, кафе, игорных домах и «киломбос» (публичных домах). Тогда это был мужской танец - дуэль, своего рода соревнование за женщину. Она отдавала предпочтение самому ловкому и изобретательному танцору. Случалось, проигравший, глядя, как его соперник удаляется под руку с дамой, пускал в ход последний аргумент - нож. Поэтому танец сердца, танец чувства, танго еще называют танцем смерти. В память о тех временах сегодня в Буэнос-Айресе практически каждое танго-шоу начинается с выступления мужских пар.Позднее танго превратилось в парный танец. Во многом и по сей день сохранилась противоборствующая сила и правила игры: мужчина ведет, дама следует за ним.

Оркестр, исполняющий танго, состоит из бандонеона (разновидность баяна), гитары, контрабаса и пианино. В начале XX века к уникальному хрипловатому тембру бандонеона добавились звуки гитары, флейты и скрипки. Появились оркестры, исполнявшие танго. Оно стремительно набирало популярность, и только высшее общество не признавало новой музыки.

Изобретение звукозаписи позволило танго завоевать огромную аудиторию. В 1917 году малоизвестный в то время певец по имени Карлос Гардель записал на пластинку танго «Mi Noche Triste» ("Моя грустная ночь"). Буквально на следующее утро он стал первой великой звездой танго, чей голос зазвучал не только в Аргентине, но и по всему миру.

В 40-е годы XX века танго пользовалось огромной популярностью. После установления в Аргентине военной диктатуры танго всячески преследовалось и долгие десятилетия находилось под запретом. В 60-е, столкнувшись с новыми формами поп-музыки, танго перешло в разряд «классики», к которой относились скорее с уважением, чем с наслаждением. Молодежь увлеклась новыми музыкальными течениями, хотя многие школьники все еще заучивали стихи танго. Музыкантом, возродившим танго, был Астор Пьяццола.


Танго в мире

Рожденное в предместьях Буэнос-Айреса в XIX в., танго в несколько облагороженном виде стало известным в Париже в 1910 г., откуда и начало свое триумфальное шествие по всему миру - в Лондон, Нью-Йорк, Германию и Россию, хотя не беспрепятственно. Папа Пий Х высказался против нового танца, а австрийский император запретил солдатам танцевать его в военной форме. Но в 1914 году ученики аргентинца К.Аина станцевали танго в Ватикане, после чего Папа снял свой запрет.

 

В России танго стало очень популярным в начале ХХ века, хотя и было официально запрещено. Так, в 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием танго". В 20-30-е годы оно также было под запретом как танец "упадочной" буржуазной культуры. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с "Кумпарситой" Родригеса, "Брызгами шампанского", "Утомленным солнцем". Звучали сладостные мелодии О.Строка, задушевное танго в исполнении В.Козина, П.Лещенко, К.Сокольского, А.Вертинского, а затем танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов.

 

Аргентинское танго

Аргентинское танго существует как отдельное танцевальное направление - танго в стиле «милонгеро», или «близкое объятие». Это традиционный стиль исполнения, и его приверженцы стараются сохранить его от влияний новых веяний и новаторств, считая именно этот вариант самым настоящим. Такое танго танцуют на милонгах - танцевальных вечерах танго в клубах, барах или даже на улице. Шаги «милонгеро» простые, скромные, объятие очень близкое, а ритмичная музыка и чувственный контакт выражаются в неповторимых импровизациях.

Салонное танго отличается более открытой позицией танцоров в паре по сравнению с «близким объятием», где пространство позволяет использовать более разнообразные шаги, фигуры, повороты и позы. Это более изысканный и изощренный стиль исполнения танго.

Танго Liso ("простое") очень похоже на шаги, ходьбу, или прогулку, как их называют в танго. В этом стиле нет множества поворотов, фигур и вращений.

Танго Nuevo ("новое") - это новое прогрессивное направление танго, его еще называют «новая кровь», это изобретение молодого поколения танцоров по части оригинальности шагов. Они стремятся найти в танго свой собственный неповторимый стиль, придумывая оригинальные вращения со сплетением и вымещением ног, изысканные позы и поддержки. Танго Nuevo требует для исполнения много места, его часто танцуют в шоу и никогда на милонгах. Более того, танцевать сложные фигуры рядом с парами, танцующими «милонгеро», считается просто дурным тоном.

Танго fantasia ("фантазия") - название постановочного танго, которое исполняется в шоу для зрителей. Это танго имеет чаще всего совсем иные законы, в отличие от клубных стилей. Это шоу, в котором музыкой и постановщиком продиктованы шаги, характер и чувства. Для танго «фантазия» характерна виртуозная техника исполнения, зрелищность движений и фигур.

 

Этимология лексикона танго

«Милонга», по мнению Х.Гобело (основатель «Академии дель люнфардо», считается авторитетом в том, что касается темы танго), является словом из африканского языка Квимбунда, будучи множественной формой слова «мулонга». «Мулонга» на этом языке означает «слово». Таким образом, «милонга» значит «слова». В 1872 году, когда Х.Эрнандес опубликовал свою самую знаменитую книгу «Мартин Фиерро» (где в стихах описывается жизнь «гаучо» - аргентинского ковбоя), термин милонга уже приобрел смысл некоего собрания, где можно потанцевать. Десятилетие спустя, в 1883 году, В.Линч писал: «На окраинах города милонга столь общепринята, что танцуется на всех собраниях людей, ее можно слышать исполняемой под музыку гитар, аккордеонов, расчесок и бумаги, а уличные музыканты играют ее оркестром из флейты, арфы и скрипки. Ее, также, танцуют в дешевых казино вокруг рынков на площадях 11 сентября и Конституции, во время других танцевальных мероприятий и похоронных процессий».

Слово «танго» появилось гораздо раньше, чем танец с таким названием. Сперва слово появилось за пределами Аргентины, на одном из Канарских островов, и в других частях Америки, со значением «собрание негров для танцев, для игры на барабанах; также африканское название этого барабана». Словарь Испанской Королевской Академии Словесности, издания 1899 года, определяет танго как «Веселье и танец негров или низших слоев общества в Америке», а также дает и второе значение слова: «Музыка для этого танца». Он же дает этимологию латинского «тангир» или «тангере» - «играть или трогать».

Королем танго считался певец Карлос Гардель (1887–1935 гг.), а из современных композиторов большой вклад в развитие этого жанра внес Астор Пиаццолла (1921–1992 гг.).

11 декабря, в день рождения Карлоса Гарделя, в Аргентине отмечается Международный День танго.

 

Персоналии

Карлос Гардель. Шарль Гардес (его настоящее имя) родился 11 декабря 1887 г. в Тулузе, в бедной семье. В 1893 г. его мать вместе с ним переезжает в поисках лучшей доли в Аргентину, которая тогда казалась Землей Обетованной для многих европейцев. Вскоре они оказываются в Буэнос-Айресе. Период конца XIX – начала XX века для Аргентины и, прежде всего, для ее столицы ознаменовался так называемой «лихорадкой танго». Не смог избежать этой чудодейственной «эпидемии» и молодой француз. Юноша много и успешно выступает на различных подмостках. Шарля принимают в ведущую труппу «Насьональ корриентес» под руководством Х.Раццано, а в 1910 г. впервые выходит на сцену под псевдонимом Карлос Гардель. Проходит несколько лет, и рамки Буэнос-Айреса становятся тесными для «короля танго». Он начинает гастролировать по столицам Европы. Его особая, сентиментально-душевная и глубоко лиричная манера исполнения танго принесла ему поистине мировую славу. В 1930 г. Карлос Гардель заключил контракт со студией «Парамаунт» и снялся в Париже в нескольких фильмах: «Огни Буэнос-Айреса», «Танго Бар», «Мелодия предместий», «Цветок персика». Затем был Голливуд и лента с его участием «День, когда ты меня полюбишь». 24 июня 1935 г. жизнь артиста трагически оборвалась. Он погиб в авиакатастрофе, которая произошла в Колумбии над городом Медельин. В феврале 1936 г. его останки перевезли на родину. Более 100 тыс. человек сопровождало похоронный кортеж до кладбища Чакарита. Прошло почти семь десятилетий, но память об одном из лучших аргентинских артистов жива. Станция столичного метро названа именем Гарделя и украшена его изображением. В мае с.г. был открыт музей артиста в доме на улице Жан Жорес, где он жил с 1921 по 1933 годы.

Астор Пиацолла родился 11 марта 1921 г. в г.Мар дель Плата. С 1924 г. по 1937 г. жил вместе с родителями в Нью-Йорке, где начал учиться игре на аккордеоне, брал уроки игры на фортепиано у Сергея Рахманинова с целью аранжировки произведений, написанных для фортепьяно, к аккордеону. В Нью-Йорке Карлос Гардель пригласил Пиацоллу записать несколько мелодий к кинофильму "День, когда ты меня полюбишь", в котором Пиацолла исполнял роль продавца газет. В 1937 г. Пиацолла вернулся в Аргентину. В 1946 г. создает свой первый собственный оркестр "Астор Пиацолла и его характерный оркестр" и начинает писать классическую музыку для аккордеона (в 1953г. его симфония "Буэнос-Айрес" удостоена премии Фабиана Севитски; 1954г. - "Синфониета" номинируется на премию Ассоциации музыкальных критиков Буэнос-Айреса). В 1963 г. Пиацолла завоевал музыкальную премию Hirsch. В 1965 г. Пиацолла сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его поэмам. Диск "Танго" выходит в том же году. В 1969 г. произведение "Баллада для безумца" завоевывает всемирное признание. В 1971 г. Пиацолла создает группу "Ансамбль Девяти". В 1990 г. М.Ростропович исполнил в Новом Орлеане музыку для виолончели и фортепиано "Большое танго" (это же произведение было исполнено Ростроповичем на сцене театра "Колон" на концерте памяти Пиацоллы в 1994 г. и вызвало шквал аплодисментов публики при виде партитуры Пиацоллы на фортепиано). В последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как "Генрих IV", "Люмиер", "Армагедон", "Юг" и "Ссылка Гарделя", а также музыку к театральным спектаклям и балетам. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пиацоллу Первой Премии за лучший диск инструментальной музыки. В феврале 1993 г. в Лос Анжелесе Астор Пиацолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за произведение "Oblivion" в категории "Лучшая инструментальная композиция". Международная критика охарактеризовала "Oblivion" как одно из лучших произведений Пиацоллы. Астор Пиацолла умер 4 июля 1992г. в результате тромбоза мозговых сосудов.

http://www.buenosairestango.com/

http://www.tejastango.com/tango_styles.html

http://www.privatetours.com.ar/

В своих кулинарных пристрастиях аргентинцы мало чем отличаются от представителей других стран своего континента: из всех блюд они предпочитают говяжье мясо, хорошо сдобренное специями. Аргентинское мясо признано во всем мире, как самое лучшее по качеству и вкусовым характеристикам. Для угощения гостей традиционно предлагается типичное аргентинское "асадо" – куски зажаренной на медленном огне туши теленка или барашка, "парилья" – приготовленное на углях мясное ассорти, а также "эмпанадас" – зажаренные в масле пирожки с разнообразной начинкой. Типичными местными сладостями являются "дульсе де лече" (вареное сгущенное молоко с ванилью), джем из айвы и десерт из сладкого картофеля. Гордость аргентинцев – вино, преимущественно красное, произведенное в провинциях Мендоса, Сан-Хуан, Ла Риоха, Сальта, Рио Негро. Вместе с тем, в силу большого кулинарного влияния формирующих аргентинское население общин иммигрантов, в крупных городах можно насладиться характерной испанской, итальянской, немецкой, французской, еврейской, арабской и даже славянской кухней.

Отличительной особенностью аргентинцев является традиция пить «мате», во время ли работы или досуга, или в семейном кругу. Мате – это травяной тонизирующий напиток, напоминающий туркменский зеленый чай, который пьют из специальных сосудов через особой формы трубочку. Для аргентинцев мате во многом служит символом дружеского союза, своего рада «трубкой мира», поскольку собравшиеся пьют его по очереди, передавая по кругу, как бы становясь единым целым. Традиционная посуда для приготовления мате - калабаса - сосуд для заваривания и питья мате. Изготавливается из плодов лагенарии, так называемой бутылочной тыквы. Калабаса обычно округлой формы. Как правило, внешние стенки калабасы покрыты рисунком или резьбой; довольно часто для красоты калабасы оправляют в серебро или кожу. Правда, делают сосуды для мате и из коровьего рога, кокосового ореха, фарфора, фаянса, дерева, пластмассы, железа, серебра и даже золота. Ценители мате утверждают, что именно тыквенные калабасы обеспечивают оптимальный температурный режим заваривания и прекрасно сохраняют вкусовые характеристики напитка.