Регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, осуществляется консульскими загранучреждениями Российской Федерации в соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, утвержденным приказом МИД России от 29 июня 2012 года № 10490 и зарегистрированным в Минюсте России 31 августа 2012 г. № 25341.

Консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации:

  1. производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти;

  2. по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства принимают решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации;

  3. вносят исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении;

  4. выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные документы, подтверждающие наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния;

  5. выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами.(Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об актах гражданского состояния"
    Статья 5. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации)

 

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных по законам этих государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено двусторонними или многосторонними договорами, участницей которых является Российская Федерация.

Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, а также лиц, одно из которых состоит в гражданстве Российской Федерации, а другое – иностранный гражданин или лицо без гражданства, производится в консульских учреждениях Российской Федерации только тогда, когда это не противоречит Федеральному закону "Об актах гражданского состояния", законодательству государства пребывания консула и положениям двусторонних консульских конвенций, определяющих функции консула по вопросам регистрации актов гражданского состояния.

Государственная регистрация акта гражданского состояния производится консульским учреждением посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Для составления записи акта гражданского состояния консулу должны быть представлены документы, которые в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" являются основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документы, удостоверяющие личность заявителей.

Документы, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные консулу для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

Оба экземпляра составленной актовой записи должны быть подписаны заявителем (заявителями), после чего запись акта подписывается сотрудником, ее оформившим, и консулом, а также заверяется печатью консульского учреждения.

В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния в консульском учреждении по заявлению граждан выдается повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния на основании хранящегося в течение календарного года в консульском учреждении первого экземпляра соответствующей актовой записи.

По истечении календарного года повторное свидетельство о регистрации акта гражданского состояния можно истребовать в установленном порядке из Объединенного Архива Управления ЗАГС Правительства г.Москвы на территории Российской Федерации, в котором хранятся актовые записи, составленные в консульских загранучреждениях.

Повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния выдаются:

  • лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

  • родственнику или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо. в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло;

  • родителям (лицам, их заменяющим) или представителю органов опеки и попечительства на несовершеннолетних детей;

  • иному лицу в случае представления нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния.

Не выдаются повторные свидетельства:

  • о рождении несовершеннолетнего ребенка родителям (одному из родителей), лишенным родительских прав или ограниченным в родительских правах;

  • о заключении брака лицам, брак которых расторгнут или признан недействительным.

В этих случаях по просьбе указанных лиц им выдается справка, подтверждающая факт государственной регистрации рождения ребенка или заключения брака.

Лицам, лично обратившимся в консульское учреждение Российской Федерации с заявлением о выдаче повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния и представившим удостоверение личности, либо документы, подтверждающие родство или заинтересованность, оно выдается в день обращения при условии, что актовая запись составлена этим консульским учреждением и не выслана в установленном порядке в Российскую Федерацию.

Во исполнение Федеральных законов "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и "О погребении и похоронном деле" родителям новорожденного и родственникам умершего, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории России, должны выдаваться справки о государственной регистрации в консульском учреждении акта о рождении или смерти для получения соответствующих пособий на территории России.

Справки выдаются после регистрации рождения или смерти российских граждан в консульском учреждении на основании записи акта гражданского состояния.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

- лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
- близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
- усыновителями и усыновленными;
- лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.