Фольклор и литературные памятники индейских племен, населявших Аргентину, не сохранились. Литература колониального периода (XVI – XIX вв.) представлена поэмой "Паломник в Вавилоне" Л.де Техеды, стихотворной хроникой "Аргентина и завоевание Рио-де-ла-Платы" М. дель Барко Сентенеры, исторической хроникой "Рукописная Аргентина" Р.Диаса де Гусмана.

В литературе Аргентины, как и в ее музыке, сильно выражено наследие гаучо. Так, основу национальной литературной традиции составило мощное течение т.н. поэзии гаучо. Ее зачинателем был Б.Идальго, впервые обратившийся к стилизации фольклорных форм. Под впечатлением от оперы Ш.Гуно "Фауст", Э. дель Кампо написал свою версию этой истории, перенеся ее действие в среду гаучо. Самым знаменитым произведением этого направления – костумбризма - стала эпическая поэма из жизни гаучо "Мартин Фьерро" Х.Эрнандеса, написанная в 1872 г. Величайшим прозаическим произведением аргентинской литературы XIX в. считается эссе "Факундо", принадлежащее перу Д.Ф.Сармьенто - ярко описав жизнь на просторах пампы, автор четко обозначил дихотомию «варварство – цивилизация», определяющую ход национальной истории, и выдвинул программу развития страны на основе просвещения, технического прогресса, а также поощрения иммиграции европейцев. Из других писателей XIX в. заметный след в культуре страны оставили историк Б.Митре, автор политических эссе Х.Б.Альберди, чьи работы оказали влияние на авторов аргентинской конституции 1853 г.; Э.Эчеверрия, автор поэмы "Пленница", в которой сочетаются идеи романтизма и политического либерализма, господствовавшие в Аргентине в первые годы независимости; наконец, Х.Мармоль, родоначальник художественной романтической прозы. Известностью пользовались также два аргентинских философа, А. Корн и Х.Инхеньерос.

Фигура гаучо продолжала занимать умы писателей и в ХХ в. В 20-х гг. в Буэнос-Айресе сформировалась группа молодых писателей, стремившихся возродить национальную струю в аргентинской литературе. Их печатный орган, «Мартин Фьерро», публиковал, наряду с авангардистской поэзией, стихи на национальные сюжеты. Известный роман Р.Гуиральдеса "Дон Сегундо Сомбра" проникнут тоской по уходящей эпохе гаучо. Самый утонченный поэт Аргентины Л.Лугонес, начинавший свое творчество с усложненных символистских произведений, позднее перешел к описанию национальных типов и сюжетов. Другими значительными писателями первой половины ХХ в. являются драматург, поэт и историк Р.Рохас, поэтесса А.Сторни, поэт Э.Карриего, обратившийся к поэтике танго; романист Б.Линч, произведения которого повествуют о гаучо и о жизни аргентинской деревни; В.Окампо, наиболее значительная из латиноамериканских писательниц, автор эссе и издатель литературного журнала «Сур» («Юг»). В середине 20-хх гг. возникает эстетско-формалистская группа "Флорида" (В.Окампо, Х.Л.Борхес, Л.Маречаль, Э.Мальеа) и противостоящая ей критико-реалистическая группа "Боэдо" (А.Юнке, Э.Кастельнуово, Л.гудиньо Крамер, Л.Барлетта, А.Альт и др.)

Начиная с 1930-х годов широкое распространение получили эскейпистские тенденции в литературе; большой популярностью пользуется фантастика, поэтические рассказы, детективы с замысловатыми сюжетами, а также воспоминания детства. В этих жанрах работали лучшие современные писатели Аргентины: Х.Л.Борхес, А.Бьой Касарес, Л.Марегаль, Э.Мальеа. Среди писателей среднего поколения выделяются два всемирно известных писателя: Х.Кортасар и Э.Сабато.

Для литературы 40-х гг. характерно существование модернистских и реалистических тенденций, смешение их. Писателями Л.Бенросом, О.Ороско, Э.Молиной А.Рекени была образована группа "Поколение 40-х", чьи литературные направления колебались от неоклассицизма до сюрреализма.

В русле критического реализма, свойственного 60-м гг. ХХ в. созданы произведения Э.Кастро, Б.Вербитского, Х.Кортасара, А.Ди Бенедетто, М.Пуига.

Время диктатуры (1976-1983 гг.) отразилось в литературном творчестве аргентинских писателей темами гонений, ссылок, политического насилия – Р.Пиглия, Д.Виньяс, А.Ривера, А.Кастильо, О.Сориано.