История танго

Появление танго относят к середине XIX века, когда вокруг молодого города Буэнос-Айреса образовались жилые пригороды, населенные крестьянами, приехавшими из глубинки и эмигрантами. Национальные мелодии смешивались, создавая запоминающиеся звуки танго - африканские ритмы тангано, аргентинская милонга, гаванская хабанера, испанское фламенко, ритуальные танцы индейцев, польская мазурка и немецкий вальс.Сначала появились музыка и танец, позже - стихи. Изначально танго танцевали в барах, кафе, игорных домах и «киломбос» (публичных домах). Тогда это был мужской танец - дуэль, своего рода соревнование за женщину. Она отдавала предпочтение самому ловкому и изобретательному танцору. Случалось, проигравший, глядя, как его соперник удаляется под руку с дамой, пускал в ход последний аргумент - нож. Поэтому танец сердца, танец чувства, танго еще называют танцем смерти. В память о тех временах сегодня в Буэнос-Айресе практически каждое танго-шоу начинается с выступления мужских пар.Позднее танго превратилось в парный танец. Во многом и по сей день сохранилась противоборствующая сила и правила игры: мужчина ведет, дама следует за ним.

Оркестр, исполняющий танго, состоит из бандонеона (разновидность баяна), гитары, контрабаса и пианино. В начале XX века к уникальному хрипловатому тембру бандонеона добавились звуки гитары, флейты и скрипки. Появились оркестры, исполнявшие танго. Оно стремительно набирало популярность, и только высшее общество не признавало новой музыки.

Изобретение звукозаписи позволило танго завоевать огромную аудиторию. В 1917 году малоизвестный в то время певец по имени Карлос Гардель записал на пластинку танго «Mi Noche Triste» ("Моя грустная ночь"). Буквально на следующее утро он стал первой великой звездой танго, чей голос зазвучал не только в Аргентине, но и по всему миру.

В 40-е годы XX века танго пользовалось огромной популярностью. После установления в Аргентине военной диктатуры танго всячески преследовалось и долгие десятилетия находилось под запретом. В 60-е, столкнувшись с новыми формами поп-музыки, танго перешло в разряд «классики», к которой относились скорее с уважением, чем с наслаждением. Молодежь увлеклась новыми музыкальными течениями, хотя многие школьники все еще заучивали стихи танго. Музыкантом, возродившим танго, был Астор Пьяццола.

Танго в мире

Рожденное в предместьях Буэнос-Айреса в XIX в., танго в несколько облагороженном виде стало известным в Париже в 1910 г., откуда и начало свое триумфальное шествие по всему миру - в Лондон, Нью-Йорк, Германию и Россию, хотя не беспрепятственно. Папа Пий Х высказался против нового танца, а австрийский император запретил солдатам танцевать его в военной форме. Но в 1914 году ученики аргентинца К.Аина станцевали танго в Ватикане, после чего Папа снял свой запрет.

В России танго стало очень популярным в начале ХХ века, хотя и было официально запрещено. Так, в 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием танго". В 20-30-е годы оно также было под запретом как танец "упадочной" буржуазной культуры. Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с "Кумпарситой" Родригеса, "Брызгами шампанского", "Утомленным солнцем". Звучали сладостные мелодии О.Строка, задушевное танго в исполнении В.Козина, П.Лещенко, К.Сокольского, А.Вертинского, а затем танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов.

Аргентинское танго

Аргентинское танго существует как отдельное танцевальное направление - танго в стиле «милонгеро», или «близкое объятие». Это традиционный стиль исполнения, и его приверженцы стараются сохранить его от влияний новых веяний и новаторств, считая именно этот вариант самым настоящим. Такое танго танцуют на милонгах - танцевальных вечерах танго в клубах, барах или даже на улице. Шаги «милонгеро» простые, скромные, объятие очень близкое, а ритмичная музыка и чувственный контакт выражаются в неповторимых импровизациях.

Салонное танго отличается более открытой позицией танцоров в паре по сравнению с «близким объятием», где пространство позволяет использовать более разнообразные шаги, фигуры, повороты и позы. Это более изысканный и изощренный стиль исполнения танго.

Танго Liso ("простое") очень похоже на шаги, ходьбу, или прогулку, как их называют в танго. В этом стиле нет множества поворотов, фигур и вращений.

Танго Nuevo ("новое") - это новое прогрессивное направление танго, его еще называют «новая кровь», это изобретение молодого поколения танцоров по части оригинальности шагов. Они стремятся найти в танго свой собственный неповторимый стиль, придумывая оригинальные вращения со сплетением и вымещением ног, изысканные позы и поддержки. Танго Nuevo требует для исполнения много места, его часто танцуют в шоу и никогда на милонгах. Более того, танцевать сложные фигуры рядом с парами, танцующими «милонгеро», считается просто дурным тоном.

Танго fantasia ("фантазия") - название постановочного танго, которое исполняется в шоу для зрителей. Это танго имеет чаще всего совсем иные законы, в отличие от клубных стилей. Это шоу, в котором музыкой и постановщиком продиктованы шаги, характер и чувства. Для танго «фантазия» характерна виртуозная техника исполнения, зрелищность движений и фигур.

Этимология лексикона танго

«Милонга», по мнению Х.Гобело (основатель «Академии дель люнфардо», считается авторитетом в том, что касается темы танго), является словом из африканского языка Квимбунда, будучи множественной формой слова «мулонга». «Мулонга» на этом языке означает «слово». Таким образом, «милонга» значит «слова». В 1872 году, когда Х.Эрнандес опубликовал свою самую знаменитую книгу «Мартин Фиерро» (где в стихах описывается жизнь «гаучо» - аргентинского ковбоя), термин милонга уже приобрел смысл некоего собрания, где можно потанцевать. Десятилетие спустя, в 1883 году, В.Линч писал: «На окраинах города милонга столь общепринята, что танцуется на всех собраниях людей, ее можно слышать исполняемой под музыку гитар, аккордеонов, расчесок и бумаги, а уличные музыканты играют ее оркестром из флейты, арфы и скрипки. Ее, также, танцуют в дешевых казино вокруг рынков на площадях 11 сентября и Конституции, во время других танцевальных мероприятий и похоронных процессий».

Слово «танго» появилось гораздо раньше, чем танец с таким названием. Сперва слово появилось за пределами Аргентины, на одном из Канарских островов, и в других частях Америки, со значением «собрание негров для танцев, для игры на барабанах; также африканское название этого барабана». Словарь Испанской Королевской Академии Словесности, издания 1899 года, определяет танго как «Веселье и танец негров или низших слоев общества в Америке», а также дает и второе значение слова: «Музыка для этого танца». Он же дает этимологию латинского «тангир» или «тангере» - «играть или трогать».

Королем танго считался певец Карлос Гардель (1887–1935 гг.), а из современных композиторов большой вклад в развитие этого жанра внес Астор Пиаццолла (1921–1992 гг.).

11 декабря, в день рождения Карлоса Гарделя, в Аргентине отмечается Международный День танго.

Персоналии

Карлос Гардель. Шарль Гардес (его настоящее имя) родился 11 декабря 1887 г. в Тулузе, в бедной семье. В 1893 г. его мать вместе с ним переезжает в поисках лучшей доли в Аргентину, которая тогда казалась Землей Обетованной для многих европейцев. Вскоре они оказываются в Буэнос-Айресе. Период конца XIX – начала XX века для Аргентины и, прежде всего, для ее столицы ознаменовался так называемой «лихорадкой танго». Не смог избежать этой чудодейственной «эпидемии» и молодой француз. Юноша много и успешно выступает на различных подмостках. Шарля принимают в ведущую труппу «Насьональ корриентес» под руководством Х.Раццано, а в 1910 г. впервые выходит на сцену под псевдонимом Карлос Гардель. Проходит несколько лет, и рамки Буэнос-Айреса становятся тесными для «короля танго». Он начинает гастролировать по столицам Европы. Его особая, сентиментально-душевная и глубоко лиричная манера исполнения танго принесла ему поистине мировую славу. В 1930 г. Карлос Гардель заключил контракт со студией «Парамаунт» и снялся в Париже в нескольких фильмах: «Огни Буэнос-Айреса», «Танго Бар», «Мелодия предместий», «Цветок персика». Затем был Голливуд и лента с его участием «День, когда ты меня полюбишь». 24 июня 1935 г. жизнь артиста трагически оборвалась. Он погиб в авиакатастрофе, которая произошла в Колумбии над городом Медельин. В феврале 1936 г. его останки перевезли на родину. Более 100 тыс. человек сопровождало похоронный кортеж до кладбища Чакарита. Прошло почти семь десятилетий, но память об одном из лучших аргентинских артистов жива. Станция столичного метро названа именем Гарделя и украшена его изображением. В мае с.г. был открыт музей артиста в доме на улице Жан Жорес, где он жил с 1921 по 1933 годы.

Астор Пиацолла родился 11 марта 1921 г. в г.Мар дель Плата. С 1924 г. по 1937 г. жил вместе с родителями в Нью-Йорке, где начал учиться игре на аккордеоне, брал уроки игры на фортепиано у Сергея Рахманинова с целью аранжировки произведений, написанных для фортепьяно, к аккордеону. В Нью-Йорке Карлос Гардель пригласил Пиацоллу записать несколько мелодий к кинофильму "День, когда ты меня полюбишь", в котором Пиацолла исполнял роль продавца газет. В 1937 г. Пиацолла вернулся в Аргентину. В 1946 г. создает свой первый собственный оркестр "Астор Пиацолла и его характерный оркестр" и начинает писать классическую музыку для аккордеона (в 1953г. его симфония "Буэнос-Айрес" удостоена премии Фабиана Севитски; 1954г. - "Синфониета" номинируется на премию Ассоциации музыкальных критиков Буэнос-Айреса). В 1963 г. Пиацолла завоевал музыкальную премию Hirsch. В 1965 г. Пиацолла сотрудничает с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его поэмам. Диск "Танго" выходит в том же году. В 1969 г. произведение "Баллада для безумца" завоевывает всемирное признание. В 1971 г. Пиацолла создает группу "Ансамбль Девяти". В 1990 г. М.Ростропович исполнил в Новом Орлеане музыку для виолончели и фортепиано "Большое танго" (это же произведение было исполнено Ростроповичем на сцене театра "Колон" на концерте памяти Пиацоллы в 1994 г. и вызвало шквал аплодисментов публики при виде партитуры Пиацоллы на фортепиано). В последние 10 лет своей жизни композитор сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, среди которых такие фильмы, как "Генрих IV", "Люмиер", "Армагедон", "Юг" и "Ссылка Гарделя", а также музыку к театральным спектаклям и балетам. В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пиацоллу Первой Премии за лучший диск инструментальной музыки. В феврале 1993 г. в Лос Анжелесе Астор Пиацолла был номинирован на премию Грэмми 1992 за произведение "Oblivion" в категории "Лучшая инструментальная композиция". Международная критика охарактеризовала "Oblivion" как одно из лучших произведений Пиацоллы. Астор Пиацолла умер 4 июля 1992г. в результате тромбоза мозговых сосудов.

http://www.buenosairestango.com/

http://www.tejastango.com/tango_styles.html

http://www.privatetours.com.ar/